Page 10 - Cosmo Lady
P. 10

first_11-2011  26.10.2011  15:39  Page 10






























                                                  «Во всех странах театр был верным мерилом и указателем общественного про-
                                               свещения духа и времени» — именно эта цитата начинает увлекательную исто-
                                               рию развития театра на Руси в книге «Летопись русского театра» Пимена
                                               Арапова, издании 1861 года. Эта книга — одна из нескольких раритетных изда-
                                               ний на старославянском языке, занимающих почётное место у меня в библиоте-
                                               ке. В ней говорится, что сценические представления у нас существовали ещё со вре-
                                               мён великого князя Владимира и происхождение их следует отнести к языческим
                                               обрядам, игрищам и тризнам. «Уже в 1437 году русские духовные с удивлением
                                               смотрели во Флоренции невиданное ими дотоле сценическое представление:
                                               Благовещение Богородицы». Изначально все театральные постановки (как на Руси,
                                               так и на Западе) имели библейские сюжеты. К примеру, первая мистерия в теат-
                                               ре Сен-Море, в предместье Парижа, представленная в 1398 году, была «Страсти
                                               Христовы». Что же касается развлекательных постановок, в частности на Руси,
                                               они «имели истоки с Малороссии от простого люда, который любил наряжаться
                                               на Святках и на Маслянице в разные личины и принимать вид лицедеев и шутов».
                                               А киевские студенты академии в часы досуга создавали так называемые вертепы и
                                               ходили по домам, потешая любопытных разными рассказами. В Москве же долго
                                               были запрещены подобные зрелища, и только при царе Аександре Михайловиче,
                                               который сам был любителем всяческих развлечений, был создан первый придворный
                                               театр. Перерождение Русского театра происходит при правлении Елизаветы
                                               Петровны, когда была поставлена первая трагедия Александра Петровича
                                               Сумарокова. Он же стал автором первой русской оперы. Вообще до появления
                                               Сумарокова не было русских пьес, только скудное число переводных произведений. И
                                               благодаря ему произошёл настоящий прорыв в развитии театра на Руси. И теперь
                                               мы имеем богатую историю и наследие. И несмотря на современные технические
                                               возможности обозревать, не выходя из дома, записанные на видео постановки, нас
                                               всё же тянет в театр. Потому что театр — это жизнь.
                                                                                     Главный редактор Татьяна Краева


















               10   |  COSMOLADY  |  ноябрь 2011
   5   6   7   8   9   10   11   12   13   14   15